28/03/2013 - 09:32 Одной из ключевых тем Пассажирского форума-2013, состоявшегося в Москве 26 марта, стала проблема сохранения пригородных поездов и перевозка пассажиров в регионах России. Как показывает практика, пригородные сообщения в России характеризуются повышенным спросом, а в прошлом году впервые было перевезено более миллиарда пассажиров из глубинки. Тем не менее, данная отрасль остается убыточной, и во многих субъектах РФ это привело к резкому сокращению электричек.
Как сообщил корреспонденту «Урал-пресс-информ» начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер, по сравнению с прошлым годом в Челябинской области было сокращено 38 процентов пригодных поездов. «В этом регионе перевозчиком является Свердловская пригородная компания, которая одна осуществляет перевозки по территории всего федерального округа, и именно с приходом туда этой компании суммы компенсаций по ареалу Южно-Уральской железной дороги выросли колоссально. На днях губернатор Курганской области подписал договор на обслуживание. Вот у коллег из Кургана 31 марта заканчивался договор на оказание услуг. И там реально никто не верил и задавал вопрос: «А вы что, без договора возить не будете»? «Нет, не будем», - сказала Свердловская пригородная компания. Ее услышали, и губернатор подписал договор. То же самое будет и в Челябинской области», – прогнозирует Максим Шнейдер.
«РЖД скорбит по поводу того, что в Челябинской области на 38 процентов сокращены пригородные перевозки. И чего добилось руководство области? Убытки сократились не на 40 процентов. В Псковской области в три раза сократили движение, а сумма субсидий уменьшилась всего в два раза. Там нет линейной зависимости. Поэтому будет заказ – будут возмещать, не будет заказа – надо тогда будет другого перевозчика поискать, но побогаче. Приглашайте ЦППК, вдруг они согласятся», – посоветовал челябинским властям собеседник агентства.
По словам директора Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Ильи Долматова, проблема пригородных перевозок в том, что компании, некоторые из которых подконтрольны РЖД, убыточны, многие из них находятся на грани банкротства, а пассажиры зачастую недовольны высокой стоимостью проезда и качеством обслуживания.
«Ситуация такова, что субсидий не хватает. РЖД заявляет о недостаточности компенсаций в инфраструктуре. В регионах ситуация крайне неоднозначная, не все выделяют в должной мере субсидии. При этом наблюдается тенденция, когда федеральные органы власти пытаются переложить на субъекты оплату компенсации проезда льготных категорий граждан», – обозначил ключевые составляющие проблемы Илья Долматов. Главный тезис в его выступлении был сведен к тому, что без поддержки регионов пригородные железнодорожные перевозки не выживут.
По статистике ОАО «РЖД», без учета Москвы и Санкт-Петербурга суммарные расходы на пригородные перевозки в регионах России превышают доходы в четыре раза. «Тарифы в субъектах можно как повысить, так и понизить, но на экономике пригородных сообщений, в целом, это не отразится колоссальным эффектом, поэтому губернаторам зачастую проще даже снизить тариф, что два года назад сделал губернатор Свердловской области. Там был снижен тариф, в результате чего количество пассажиров увеличилось. На протяжении последних семи лет тарифы для населения катастрофически росли. В полтора, два, три раза выше индекса потребительских цен, из-за этого количество пассажиров сокращалось. Но ключевым фактором является заказ и возмещение из бюджета», – подчеркнул Максим Шнейдер, по мнению которого железные дороги на протяжении всей истории России были катализатором роста городов.
Напомним, что в бюджете Челябинской области в нынешнем году, как и в прошлом, заложено 100 миллионов рублей на выплату перевозчикам выпадающих доходов. У ОАО «Свердловская пригородная компания» выпадающие доходы в прошлом году более чем в три раза превысили размер планируемой компенсации. Переговоры между правительством Челябинской области и СПК продолжаются.